Map
e-mail: oupen-mir@list.ru
телефон: +7 (902) 472-60-72
Рассказ участника конной экспедиции к горе Белухе, июнь 2008 г.
Прошло больше недели, как я вернулся с Алтайского похода. Как обычно это бывает, суета жизни притупила бурлящие эмоции. И можно спокойно, вспоминая, как можно подробнее, пройти его еще раз в своей памяти. Возможно я увижу то, что не заметил сразу. Но в любом случае, хоть в памяти, мне будет приятно туда вернуться.

Я очень давно не ходил в активные походы. В таких, где цель далеко, где каждый день надо ставить и сворачивать палатку. И идти, идти, идти. Я ни разу не был в горных походах, такой высоты. Я плохо представлял, что с собой брать (в результате рюкзак можно было на треть оптимизировать). Но я шел в это неизведанное с большим воодушевлением и надеждой.

Все началось с поезда. Нам предстояло добираться до Новосибирска 2е суток. Я знал, что со мной и Мариной поедет Юля. И очень обрадовался, когда узнал, что ей удалось взять билет не только в наш вагон, но и в наш отсек плацкарты. За интересной и познавательной беседой путь показался гораздо короче. Марина рассказывала много интересного и развлекала нас шунгитом. Но жара и духота в вагоне меня доконали. Под конец второго дня меня приплющило - заболело горло и зазнобило.

На вокзал в Новосибирск мы прибыли в 2 часа ночи по московскому времени. До прибытия основной группы оставалось 5 часов. Был огромный соблазн сходить в баню. Тем более, что короткая вылазка в город обнаружила ее месторасположение. Но чего то я втормозил или затупил, вощем обломался. А посему тупо сидел на вокзале и радовал горло горячим чаем с лимоном.

Подъехала основная группа и я радостно побежал их встречать. Я конечно знал, что мы возьмем с собой продукты, но не подозревал, что они будут такие тяжелые. Подошел автобус и мы весело загрузились в него. При всем этом, я как обычно, стараясь не выдавать себя, изучал новых для меня людей. Но уже через час-другой полностью расслабился, потому как народ подобрался душевный. К тому же вместе с нами была Никандровна, мы сели рядышком в автобусе и мне стало более-менее уютно (насколько это возможно). Было достаточно тепло, но меня всеж таки коматозило. Ладно, выздоровем по дороге.

Автобусная тряска, колотун из-за болезни, а может и ожидание несмотря на расслабон не давали мне заснуть. Я пристально следил за дорогой, как будто из последних рядов автобуса я мог повлиять на ситуацию. Даже когда началась ночь, я продолжал следить за дорогой. Считал километры, смотрел на звезды и темные контуры окружающих гор. Сна не было. Я почти не спал накануне (в вагоне стояла страшная жара - мозг плавился) и не мог уснуть сейчас. Но наконец мы приехали. Перекусив в придорожной харчевне, мы отправились спать в аил - местное национальное жилище. Высокий конусообразный потолок в середине комнаты хорош, когда в той же середине горит огонь. А без огня было очень холодно. Ребята-инструктора, которых мы взяли себе в помощь пообщали, что у подножия Белухи (цель нашего маршрута) гораздо холоднее. Тогда я первый раз ощутил тревогу - достаточно хорошо ли я экипировался? Немного посидев в теплой компании с Володей и Аней Нужными, Ниной, Игорем и Ромой, я наконец то отправился спать.

Утро встретило прохладой и чего то не было активного желания много двигаться. Завтрак и вот мы снова в автобусе. На сей раз доехали быстро. Перед нами был висячий мост. Похватав имущество мы выдвинулись через мост на базу "Высотник". Там приятно пообедав (в меня влезло чуть-чуть салата и пара ложек супа). Мы начали собираться - перекладывать часть вещей и продуктов в седельные сумки. Изрядно набрызгавшись репелентом от клещей, все вещи потащили к лошадям. Я стоял и смотрел. Было желание выбрать коня посильнее и поспокойнее. Но я ни фига не разбирался, а поэтому положился на выбор коневодов. Выбор не заставил себя ждать. "Кто тут из вас самый здоровый? Вот ты, тащи свой рюкзак, это будет твой конь." Конь мне понравился, здоровенный такой. Звать Тарпан. Только постоянно как то уши прижимал и дергался, когда я к нему подходил. Я пошел в кафе и выпросил краюху хлеба. Думал подкормить - контакт наладить. Но конь хлеб есть не хотел и видно чувствовал, что я его боюсь.

Вот всех заседлали, снарядили и начали сажать. Я сел одним из последних. А потому отстал. И как только можно было трогаться, Тарпан ка-а-ак рванет через кусты, всех догонять. Я только и успевал пригибаться, чтобы ветками меня с коня не сбило. Но догнав остальных, я потихоньку начал осваивать управление. Оказалось не так все сложно. И вот уже прошло немного времени и я гарцевал в свое удовольствие. Справа горы, слева горы. Красота. Вот мы перебрались по мосту через речушку. Вот мы едем по лесной тропинке. Вот мы подъехали ..... к крутому зигзагообразному спуску. Я не дыша вцепившись в поводья пытался (я так думал) аккуратно управлять конем, чтобы он не оступился и не соскочил с тропинки. После того как мы съехали я призадумался. Никто из этого не сделал никакой погоды. Что же нас ждет дальше?

Дальше мы выехали на равнину. Вид сказочный. Равнина посреди гор, впереди уголок заснежанной вершины. Справа под горой течет ярко-голубая река. Мой конь прибавил шагу. Надо сказать, что я фактически первый раз верхом, поэтому многого не знаю. (Вообщем как и большинство из нас). А кроме всех достоинств, мой конь обладал иноходью. Поэтому я даже не заметил как он перешел на рысь. Я балдел от красоты, от того что классно держусь верхом, пытался по дороге фотографировать. Но Тарпану этого показалось мало. Он перешел в галоп. Я почувствовал неладное. Натянув поводья я решил притормозить, но не тут то было. Разгоряченный конь устроил мне родео. Начал метаться вправо влево и тут .... лопается подпруга и я чувствую, что лечу. Успеваю сгрупироваться, чтобы упасть без ушерба, причем не попасть под копыта своего коня и остальных. Но вроде лежу уже долго. Вокруг собирается народ, а я не могу встать. Я был в нокауте. Кое как встал. Рядом надо мною шаманила Нина. А мне было обидно до слез. Надо же, так позорно свалиться в самом начале пути. Радовало, что там где я упал не было камней - так что лошадь и я отделались легким испугом. Подъехавшие коневоды решили меня успокоить. "Тарпан каждый год с себя кого нибудь сбрасывает". Утешили )))

Поехали дальше. Еду уже тихо тихо. Чуть что - сразу натягиваю поводья. Но Тарпан и сам не дергается. Видно перенервничал. Подъехали к месту первой стоянки. Разбили лагерь. Сели возле костра. Поужинали и начали знакомится. Теперь уже не вспомнить, что говорил я и окружающие. Такое ощущение, что это уже было не знакомство. Делились своими ожиданиями и впечатлениями. До сплоченной команды еще не дотягивали, но единство и дружеская поддержка уже были.

Второй день конного похода. Утро весело встретило. Все вокруг было очень дружелюбным и поддерживало. Пройдя кусочек пути, ведя коней на поводу, мы сели верхом и пошли дальше. Начались горные тропы. Тропинка была узенькой, справа крутой подъем. Слева крутой спуск. Нервничая после вчерашнего, я не столько управлял конем, сколько уговаривал его держаться тропинки. Однако Тарпан сам легко вставал в караван и очень устойчиво держался в цепи. Причем без особого труда карабкался вверх по крутым тропинкам (как я думал крутым, но дальше будет круче). Во время привала, я обратил внимание, как наши проводники стали натягивать теплую одежду. Я последовал их примеру и не ошибся. Дальнейший путь был крутой подъем, во время которого кони у многих вставали и долго отдыхали, тяжело дыша. Тарпан пер вверх как танк. На вершине первого перевала мы вошли в облако. Если точно запомнил, то высота была 1700 метров. Началась сырость. Я был одет в штормовку, верхние карманы которой не застегивались, превратившись в своеобразную воронку. Вода собиравшаяся в карманах весело растекалась по телу. А поскольку мы продолжали двигаться по перевалам, то дальше были и снег и град и сплошной дождь. Тропы занесло снегом, все промокло и путь стал не просто сложным, стал опасным. Конь мог ошибиться, сойти с тропы, подскользнуться на жиже. А падать покатившись вниз было бы крайне неприятно. На очередном перевале навстречу шли такие же как мы туристы. Они приветливо здоровались, чем крайне порадовали меня. Я от всей души желал им и нам счастливого пути. Еще один перевал, еще один. Время застыло. Какие там были красивые цветы. А когда изредка облака ненадолго прореживались, то открывались нечеткие контуры горных вершин. Фотоаппарат промок, да я и не мог ничего фотографировать. Застывшими руками я вцепился в седло и полностью доверился коню. Лишь изредка подергивая поводья, чтобы поправить и вернуть его на тропу. Тарпан спокойно шел и шел. Вчерашний его рывок не давал мне покоя и я все искал, за кем бы его пристроить. Через какое то время я заметил, что он очень уверенно идет за Аленой. И после очередного перевала, перекура, он опять идет за ней, успокаивая меня своей надежностью. И вот наш путь почему то резко изменился. Проводник потянул нас с перевала вниз, крича что так надо. Эта долина была зловеще затянута сплош туманом и облаками. Моросящий дождь стоял стеной. Мне почудились слова "место плача духов". Спуск был резким, под конями часто проваливалась почва. Поскольку мозг окоченел, я спускался уже слабо соображая, продолжая держаться за седло, согласный на все. Вот мы добрались до места стоянки. Высота 2100 метров. Кое-как слез с коня, сняв рюкзак и прислонил его к дереву. На большее я был не способен. Я стоял и жадно хватая воздух, крупно дрожал. Я промок весь. Штаны промокнув стали колом. Я не помню, то ли сразу после нашего прибытия, то ли чуть позже пошел снег. Володя пошел собирать дрова, а я стоял и не мог пошевилиться. Я понимал, чтобы не замерзнуть надо двигаться. Но сил не было никаких. Я не мог заставить себя пройти метр. Моя беспомощность держала меня на грани истерики. Спустя какое то время девушки поставили внешную часть своей шестиместной палатки. Чуть позже я всеж таки заставил себя взять рюкзак и в этой палатке переоделся в более менее сухое. После этого я ожил. На тот момент мне было очень стыдно, что я оказался таким слабаком. Если до этого я не привлекал к себе внимание, то сейчас я просто был готов провалиться сквозь землю. Костер и подоспевший ужин согрели и придали силы. Было еще что то, но все остальное я помню смутно. Поставив палатку, я забрался в нее и укутавшись спальником уснул. Ночью холод несколько раз будил и заставлял кутаться все сильнее и сильнее.

Второй день конного похода. Утро весело встретило. Зеленая, сочная трава, покрытая снегом. Над нами устойчиво стоял молочный туман. И яркие краски четко очерчивали каждую деталь этого места. Мы ждали решения наших проводников. Нам предстояло идти дальше. Помню, что когда рассказывали о том месте, куда мы идем, говорили о каких то отапливаемых бочках, где могут разместиться человек 6. Я тогда подумал, что если там будет холоднее, чем здесь, я попрошу в какой нибудь бочке политического убежища. Хотя бы сидя. И долго ругал себя, что горный поход и горнолыжный курорт - это две большие разницы. К таким вещам надо готовиться и соответсвенно экипироваться. Хотя по большому счету мне грех жаловаться. Процентов на 70 я был укомплектован. Даже коврик у меня был самонадувающийся, толстенький и предохранял меня от неровностей почвы и ее холода. Пока ждали пытались просушить вещи. Но вещи на костре сохнуть отказывались напрочь. Самое сухое место было на себе.

Но вот дали команду собираться. Собравшись, оседлавшись мы направились штурмовать Кара-Тюрек. Самый высокий (3000 метров) конный перевал. Начало пути меня опять огорчило. В ушах стояли слова "Мы вас не отпускаем". Тарпан начал подскальзываться на мокрых камнях, устраивая мне очередное родео. Только на этот раз все было гораздо серьезнее. Стоило ему хоть разок подскользнувшись перевернуться и все. Но после очередного подскальзывания он лег на бок, слегка придавив мне ногу. Подошедший Денис (коневод) помог мне и Тарпану подняться. Оказалась, что опять с подпругой недоглядели. Не поставили третью подпругу, в результате на отвесном подъеме, седло съехали и передавило грудь моему коню. Все подправили и двинулись дальше. Мы поднимались все выше и выше. 2300, 2500. На какой то миг рассеялись тучи и открылась потрясающая картина - гряда горных заснежанных вершин. Как будто зазвучал хор, гимн и необычайная мошь хлынула со всех сторон. Меня это потрясло настолько, что какое то время я не дышал и ни одна мысль не скрипнула в моей голове. Но опять начался снег и повалил все сильнее и сильнее. Тарпан по привычке пристроившись за Аленой спокойно поднимался по перевалу. Но на высоте 2700 вдруг мы остановились. Тропу занесло снегом и было непонятно куда двигаться. Проводники отправлись на разведку. Тарпан спокойно стоял. Мысленно я его молил, чтобы он не двигался. Маленький шажок с тропы и лететь было бы далеко. Но спокойно стояли не все. Стояли долго и кто то начал призывать проводников, чтобы успокоить коней. Я опять поймал себя на мысли, что пытаюсь издалека "держать" ситуацию, как будто от меня что-то зависело. И вдруг передо мной четко стал выбор (может надуманный) - бороться за жизнь или расслабиться. Я предпочел бороться. Вернувшиеся проводники, подозвали Володю и показали, что нам не пройти. Снег намел непроходимых сугробов. Проводники сказали, что есть среди нас грешник, чьи грехи не пускают к Белухе. Делать было нечего и мы повернули. На тот момент мне казалось, что двигаться вперед было бы проще, чем вернуться. Особенно не хотелось спускаться по тем камням, где Тарпан подскальзывался.

Вернулись. Расседлались. Распаковались. Поставили палатки. Уже как то привычно. Решили в третий раз не пытаться идти к Белухе, а спускаться в долину. На следующий день мы разделились. Одни сели на коней, а мы пошли пешком. Решение идти пешком пришло само. Я даже и не понял как. Идти пришлось в основном вниз, но все равно мы были без вещей и путь напоминал прогулку. На высоте 1700 мы вернулись в лето. Появились комары и мошкара. Вернулся запах луга и трав. Лето как лето. Лишь вид гор хоть и радовал своим видом, но внутри что-то скреблось.

В долине выбрав местечко стали обустраивать. Но Надя, пойдя с проводником навстречу конной группе, нашла более подходящее место для стоянки. Мы перебрались туда. Там было знатно. Величавый изгиб реки Катуни. Каменный шаман. Огромная поляна, где мы очень хорошо поработали. И несмотря на высоту 1200, было полное ощущение, что мы на равнине. Расскладывались неспеша. Стоять четыре дня, можно отдохнуть, восстановить силы. Можно наконец просушить все вещи.

Здесь и была основная работа. Само место помогало нам. Правда во время работы казалось, что на фоне окружающей природы наши действия были блеклыми. Но проходило совсем немного времени и глубина возможностей поражала. Во время дыхания очень не хватало музыки. Музыка очень хорошо заводила. Однако в третий день она бы мне просто помешала. Я слился с природой. Я слышал ритм земли. Я двигался под бой невидимых бубнов. А чуть позже я опять родился. В один из поздних вечеров Нина посвятила меня в шаманы. И когда Володя делал работу (не знаю как она называется) на объединение цели и сопротивления, я почувствовал себя птицей. Я отчетливо видел свои крылья и клюв. Еще очень понравилась работа на хождение с закрытими глазами. Я давно хотел устроить себе трехдневную жизнь с закрытыми глазами. Это был хороший анонс ))) А вот во время работы на предназначение (мой заказ) я уснул. Периодически просыпался на словах "вы стоите на тропинке" потом все ходили по этой тропинке, кого то встречали, возвращались, а я спал и просыпался только когда опять на тропинку возвращались. Но всеже главная работа была не у Володи и не у Нины. Они очень помогли мне дополнить то что я начал на перевале. Это когда я стоял на перевале 2700 и сделал для себя выбор. Этот выбор дал мне свободу, волю действий.

Пока мы 4 дня стояли в долине, мы не только работали. Мы ходили к водопаду. Там такая вкусная вода, которой нельзя напиться. Мы делали равниные конные вылазки. Один раз я сел на чьего то коня. Моего не запрягли. Мало того что этот конь никуда не торопился, так он переходя на рысь отбивал мне всю задницу и не только. Зато на следующий день, когда мы ездили к наскальным рисункам, я наслаждался на своем Тарпане. Я был рад ему, как старому другу. Я безгранично доверял ему и на обратном пути, мы с Володей орали во все горло "пора пора порадуемся на своем веку". Но все когда нибудь заканчивается. Путь обратно до Высотника, был уже несложным. Правда мы ехали долго и без передышки. Колени потом не сгибались )))) В Высотнике нас ждала баня, которая смыла с нас горную пыль. И на следущее утро автобус нас доставил в Маджерок.

В Маджерке был рафтинг. Был поход на озеро Манджерок. Был танец с бубном. Но все это уже было как поскриптум.

Дорога в Новосибирск. Суета в поезде. И вот мы с Мариной проводив всех, едем вдвоем в Москву.
Москва встретила нас сыростью. Электричка. Дом.

Что то я взял с собой. Что то оставил там. За чем то мне еще предстоит вернуться. Может и не туда.

Описание большое, сумбурное. Но всеж таки неполное. Я постарался запомнить этот мир. Таким каким я вижу его сейчас.

Эмиль, участник экспедиции, Москва
категория: Отзывы |
Имя

Домстраница

Ваш кодКод безопасности
Повторите

Новости
Друзья, мы наконец-то выложили отзывы участников Камчатской экспедиции. Их можно посмотреть здесь. Первые фотографии есть здесь (от великолепного фотографа Павла Приходько), но основные гигабайты еще разбираем)))...
7 октября 2015 г.
Добавлены отзывы участников и фотографии со сплава "Дорога Мастеров", который состоялся с 14 по 22 июля 2015 г. Почти в экстремальных условиях)))....
10 сентября 2015 г.
Материалы
Рассылка
Ваше имя: *
Ваш e-mail: *
Контактный телефон:
Ваш город:
Студия "Открытый мир" 2008 - 2014г.